InstagramВконтакте

Первый центр йоги в Санкт-Петербурге, основан в 1994 году. (812) 233-39-08, (812) 719-72-37


English
ГлавнаяСтатьи о йоге

Б. К. С. Айенгар «Пранаяма: искусство дыхания» - Страница 14

2 При выполнении асан ум и дыхание садхаки подобны уму и дыханию  восторженного  ребенка,  всегда готового изобретать, творить и показывать свое умение, в то время как в пранаяме дыхание подобно грудному ребенку, требующему особого внимания и заботы матери. Как мать любит своего ребенка и посвящает свою жизнь его благополучию, так и сознание должно лелеять дыхание.

3. Чтобы познать это искусство, важно знать его методологию, знать, что верно, а что      неверно, что      тонко, а что грубо Затем только садхака можеч испытать сущность пранаямы. Полезно будет заметить, что взаимоотношения между сознанием (чит-та) и дыханием (прана) должны быть подобны взаимоотношениям между матерью и ребенком. Но перед тем как это может произойти, легкие, диафрагма и межреберные мышцы должны быть натренированы и дисциплинированы асанами, таким образом, чтобы дыхание было ритмичным.

4. Действие сознания в процессе дыхания подобно действию матери, полностью поглощенной наблюдением за играющим ребенком. Хотя и пассивная внешне, она бдительна; ежеминутно наблюдая за ним, она остается полностью расслабленной.

5 Когда мать впервые посылает ребенка в школу, она сопровождает его, держа за руку и направляя его путь, подчеркивая важность дружественных отношений с будущими школьными товарищами, а также важность изучения школьных предметов. Она полностью растворяет свою личность в заботе о ребенке, пока он не привыкнет к школьной жизни

Так же и сознание должно трансформироваться в такой же поток, как и поток дыхания, следуя ему подобно матери и приводя его к ритмичности.

6. Мать учит ребенка ходить и осторожно переходить улицы. Таким же образом сознание должно руководить потоком дыхания через дыхательные проходы для абсорбции живыми клетками. По мере того как ребенок приобретает уверенность и приспосабливается к школе, мать покидает его, когда он входит в школьные ворота. Подобно этому, когда дыхание движется с ритмической точностью, чипа наблюдает его движения и объединяет его с телом и Самостью.

7 При вдохе садхака пытается трансформировать свой мозг в центр, воспринимающий и распре дел яющий поток энергии (прану).

8. Не наполняйте воздухом брюшную область во время вдоха, гак как это препятствует полному расширению легких. Вдох и выдох не должны выполняться быстро или с усилием, так как результатом такой практики может стать перенапряжение сердца или повреждение мозга,

9. Выдох (речака) дыхание, которое выходит после вдоха Это выдыхание отработанного воздуха или выброс диоксида углерода   Исходящее дыхание ощущается как теплое и сухое, и садхака не чувствует его аромата

10 Выдох это исходящий поток индивидуальной энергии (дживатма) для соединения ее с космической энергией. Он успокаивает ум и делает молчаливым мозг Это отказ садхаки от своего эго и погружение в Самость

11.  Выдох      это процесс, посредством которого энергия тела постепенно соединяется с энергией ума, сливается с душой садхаки и растворяется в космической энергии Это    - путь возвращения с периферии тела к источнику сознания, известный как путь само отречения (нивритти марга)

12. С осознанием держите грудную клетку высоко и проводите исходящее дыхание равномерно и плавно.

13. Вдыхайте и выдыхайте систематически с пристальным вниманием к ритму дыхания, как паук симметрично плетет свою паутину и движется вдоль нее взад и вперед.

14.У некоторых людей вдох дольше выдоха, а для других выдох дольше вдоха Это происходит вследствие различных ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться, и наших реакций на эти ситуации, что изменяет поток дыхания и кровяное давление. Цель Пранаямы искоренить эти несоразмерности и волнения в потоке дыхания и кровяном давлении и сделать человека невозмутимым и непривязанным к своей личности.

Техника Вдоха (Пурака)

а) Сядьте в любую удобную позу

б) Выпрямьте позвоночник вместе с грудной клеткой, плавающими ребрами и пупкам и держите его прямо

в) Опустите голову насколько возможно низко (фот. 63 и 64). Когда будет достигнута гибкость задней части шеи, выполните джаландхара бандху (фот 57).

г) Согласно йоге, ум (манас), который является источником эмоций, сосредоточен между пупком и сердцем. Держите спину в постоянном контакте с эмоциональным центром. Вытяните переднюю часть тела вверх и расширьте ее, не теряя контакт с центром сознания.

д) Во время вдоха расширьте грудную клетку и поднимите ее вверх, не наклоняясь при этом вперед, назад или в стороны.

е) Не напрягайте и не дергайте свод диафрагмы, а сохраняйте его расслабленным   Начинайте вдох от основания диафрагмы. Ключевая точка для начала глубокого вдоха      от уровня пупка, под плавающими ребрами I каждой стороны (фот 70)

          Фото 70                               Фото 71                                Фото 72

ж) Сохраняйте легкие пассивными и несопротивляющимися во время вдоха для того, чтобы получить и впитать всю поступающую энергию Вдыхая, наполняйте легкие совершенно, с полным вниманием. Синхронизируйте движения дыхания с внутренним расширением легких.

з) Как кувшин наполняется от дна до верха, так и легкие наполняются от основания до края, Заполните их до верхушек ключиц и внутренней части подмышек.

и) Особое внимание и осторожность необходимы при тренировке слаборазвитых людей, пока их легкие не смогут получать полный объем воздуха Поэтому тщательно исследуйте ваши возможности, с тем чтобы растянуть нервные волокна легких

к) Бронхиальные ветви, начинаясь от трахеи, доходят до периферии легких, где разветвляются на множество бронхиол. Следите за тем, чтобы каждый вдох достиг самых кончиков бронхиол.

л) Вдыхаемый воздух абсорбируется живыми клетками тела, как вода абсорбируется почвой. Чувствуйте эту абсорбцию и следующее за ней воодушевляющее ощущение просачивания космической энергии (праны).

м) Энергия вдоха входит через нос и достигает причинной оболочки духовного тела. При вдохе сознание (читта) восходит от пупка (манипура чакры) к верхушке груди (вишуддхи чакре). Сад-хака должен поддерживать всеобъемлющий объединяющий контакт между причинной и тонкой оболочками тела (см. гл. 2) и сознанием, восходящим из своего источника. Этот контакт объединяет тело, дыхание, сознание и Самость Затем тело (кшетра) и Атма (кшетраджна) становятся единым целым.

н) Каждая пора кожи туловища должна действовать как око разума (джнана чакшу) для абсорбции.

о) Если вдох слишком четко выражен, на коже ладоней возникает ощущение твердости   Регулируйте дыхание таким обра зом, чтобы кожа ладоней все время сохраняла мягкость.

п) Если во время вдоха плечи поднимаются, верхняя часть легких не будет полностью расширяться и задняя часть шеи будет испытывать напряжение. Наблюдайте эту тенденцию восходящего движения и немедленно опускайте плечи (фот. 52). Чтобы сохранить их опущенными, а грудную клетку поднятой, используйте шест или отягощения, как показано на фот 71 74.

    Фото 73                                 Фото 74                           Фото 75                   Фото 76

р) Расслабьте горло Расположите язык на нижнем небе свободно, не касаясь зубов

с) Сохраняйте глаза закрытыми и расслабленными, а внутреннее видение - - активным (фот. 54). Во время вдоха глаза стремятся обращаться вверх (фот. 95) - избегайте этого

т) Следите за тем, чтобы уши, мышцы лица и кожа лба оставались расслабленными

у) Правильный способ вдыхания устраняет вялость, стимулирует и придает энергию телу и уму.

Техника Выдоха (Речака)

а) Следуйте пунктам а) -  - г), относящимся к технике вдоха

б) При вдохе тело действует как инструмент для получения энергии в форме воздуха. При выдохе оно становится динамическим, действуя как инструмент для медленного высвобождения воздуха Сохраняйте сжатие межреберных мышц и плавающих ребер на протяжении всего акта выдоха  Без этого устойчивый и плавный выдох невозможен.