InstagramВконтакте

Первый центр йоги в Санкт-Петербурге, основан в 1994 году. (812) 233-39-08, (812) 719-72-37, (812) 924-28-81

English version

Главная

Что такое йога?

Йога — это вневременная прагматическая наука, разрабатываемая на протяжении тысячелетий и занимающаяся физическим, нравственным, ментальным и духовным благополучием человека в целом.

Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять», а так же «направлять», сосредоточивать внимание», «употреблять», «применять». Оно также означает союз или общность. Это единство тела и ума, ума и души.

Йога — одна из шести ортодоксальных систем индийской философии.
Тот, кто следует путем йоги, называется йог или йогин.

В шестой главе «Бхагавадгиты», самого авторитетного источника  по философии йоги, Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя. Там говорится:

                                          «Когда мысли поток, обуздан,
                                           пребывает лишь в атмане, Партха,
                                           когда муж успокоил желанья – он тогда именуется «йогин».
                                           Когда йогин, мысль обуздавший,
                                           сам себя укрепляет в йоге,
                                           он подобен свече, чье пламя
                                           не колеблется в месте без ветра.  
                                           там, где мысль, упражнением в йоге
                                           остановленная, замирает,
                                           там, где в Атмане радость находит
                                           созерцающий атманом атман,
                                           ибо там он познает то счастье,
                                           что сверх чувств, одной мысли доступно,
                                           запредельное, стоя в котором,
                                           он от истины не уклонится,
                                           пребывающий там не смутится
                                           даже самой тяжелою скорбью;
                                           ведь, достигнув той цели, не мнит он
                                           что-то высшее, лучшее встретить.
                                           Состояние это есть йога,
                                           что оковы скорбей размыкает».  
                                                                                                         («Бхагавадгита»)

Йогой называют также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности.

                                        «Тот не йогин, кто переедает,
                                         и не тот, кто не ест совершенно,  
                                         и не тот, кто спит свыше меры,
                                         и не тот, кто себя сна лишает.
                                         В пище, в отдыхе будь умерен,
                                         будь умерен в свершенье действий,
                                         в сне и в бдении – так обретешь ты
                                         уносящую скорби йогу».  
                                                                                                          («Бхагавадгита»)

В Катха Упанишаде йога описывается так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Это постоянный контроль над чувствами и умом называется йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Ступени йоги

Правильные средства  столь же важны, как и конечная цель. Патанджали (мудрец, написавший во 2 в. до н.э. «Йога - Сутры» (своеобразную «Библию йоги») перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги на пути духовного поиска. Они таковы:

  1. Яма (общие нравственные требования);
  2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины);
  3. Асана (поза);
  4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания);
  5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов);
  6. Дхарана (концентрация);
  7. Дхьяна (медитация);
  8. Самадхи (состояние сознания, наступающее в результате глубокой медитации, когда индивидуальный адепт сливается с объектом медитации).

Яма и нияма контролируют страсти и эмоции йога, помогают жить в согласии с ближними. Асаны сохраняют тело здоровым и сильным, в согласии с природой. В конце концов, йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе тело, превращая его в подобающее вместилище для души. Две следующие, Пранаяма и Пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и тем самым контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Дхарана, Дхъяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом.

                                                                 БКС Айенгар «Йога Дипика» Прояснение йоги