Гарт Маклейн: исследования, преобразования, эволюция
14 мая 2019 года
Гарт Маклейн из Лос-Анджелеса — старший преподаватель йоги Айенгара и сертифицированный терапевт по йоге Международной ассоциации йога-терапевтов. Он ежегодно учится в семье Айенгара в Пуне, Индия, и проводит интенсивные занятия йогой локально и на международном уровнях. Гарт также проводит семинары о положительном влиянии йоги при рассеянном склерозе и других неврологических заболеваниях.
Эта статья была первоначально напечатана в осенне-зимнем издании Yoga Samachar, IYNAUS.
Слово «эволюция» подразумевает отправную точку, из которой процесс или серия опытов служат основой для дальнейшего роста. Когда мы исследуем и переживаем, мы привлекаем память как часть нашего эволюционного процесса сознания и биологической трансформации.
В комментарии Гуруджи о nirvatarka samapatti (Йога-Сутра I.43) память определяется как отраженное знание прошлых мыслей и переживаний. Он объясняет, что благодаря самодисциплине, осознанности, различающему знанию и упорству в посвященных йогических практиках мы можем прийти к пониманию того, что память сливается с разумом, память очищается и сознание безоблачно сияет. Возникают новые изысканные переживания.
Новая возможность
Я впервые услышал слова «Йога Айенгара» через несколько часов после того, как мне поставили диагноз «рассеянный склероз» (РС), и я начал практиковать йогу вскоре после того, как меня выписали из больницы. Дверь в возможность открылась. Практика давала надежду на преодоление трепета неопределенного будущего с неизлечимым заболеванием, в дополнение к полировке неочищенной (стхула) природы тела и ума. Размышляя о влиянии этой практики на мое физическое и психическое мировоззрение, я вспоминаю, как думал, что если есть еще один человек в мире, которому я мог бы помочь справиться с проблемами РС, это мой долг. Вскоре после этого я встал на путь преподавания этого предмета. Как недавно сертифицированный учитель йоги Айенгара (CIYT), я сказал Гуруджи, что, когда я вижу других, которые борются с РС или другими серьезными проблемами, я очень им сочувствую. «Что хорошего в этом?», — он ответил, «Вы должны приложить руку к этому». Вспомнив, как его изменения повлияли на меня, я сразу понял, что было необходимо.
По мере того, как я набирался опыта преподавания в общих классах в Лос-Анджелесе, мое открытие продолжалось, я углублялся в учебу и практику. По мере того, как моя ежедневная практика усиливалась, я стал больше узнавать о йогических аспектах состояния человека, моем РС и моей природе. Носитель тела и то, что изменяется, природа (пракрити) и более вечный аспект Самости, или то, что остается постоянным и неизменным (пуруша). Это очень сильно меня поразило.
Проблеск этого понимания, наряду с пробами и ошибками в практике и советами Гуруджи, помог уточнить и определить мое учение других — людей с рассеянным склерозом и людей без него.
Вскоре я узнал среди учеников знакомые универсальные истины. Как люди, мы, кажется, разделяем фундаментальное желание улучшить качество жизни. У нас также есть внутренняя потребность в общении с другими. Потребность и это желание варьируется, конечно, в зависимости от ученика и его истории развития — является ли мотивация изучать йогу для здоровья, для управления стрессом, для выполнения определенной асаны, для сохранения спокойствия среди невзгод и хаоса, чтобы найти в себе смелость встретить и преодолеть свои страхи или справиться с физическим проявлением симптомов, связанных с определенным состоянием. Кажется, что все коренится в свободе. Тем не менее, сострадательное прикосновение и слова ободрения могут существенно повлиять на осознание.
«КАК ЛЮДИ, МЫ, КАЖЕТСЯ, РАЗДЕЛЯЕМ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. У НАС ТАКЖЕ ЕСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ С ДРУГИМИ».
В 2009 году, с благословения Гуруджи, я впервые преподавал за границей, когда принял приглашение преподавать и делиться своим опытом на конвенции учителей Ассоциации йоги Айенгара Франции . Я начал действовать. С тех пор меня приглашали, и я продолжаю проводить лечебные и общие семинары в разных местах по всему миру, в первую очередь, в регионах с более высоким уровнем заболеваемости РС (Северная Европа, Великобритания, Скандинавия, Южная Австралия, Южная Америка). По мере роста интереса я начал видеть, что занятия посещает широкий круг людей и возрастов с разным уровнем способностей, неврологических проблем и двигательных расстройств, от РС до болезни Паркинсона, БАС, мышечной дистрофии, болезни Шарко — Мари — Тута (ШМТ), или наследственной моторно-сенсорной нейропатии (НМСН), прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии (ПМЛ), церебрального паралича, болезни Мачадо-Джозефа (MJD) и др.
Учителя также были заинтересованы в том, чтобы узнать, как помочь своим ученикам. Независимо от состояния или мотивации, каждый ученик проявил надежду и желание учиться, действовать и улучшать качество своей жизни или жизни вокруг себя. Двойственность страха и скептицизма обычно таится рядом.
Чтобы избежать ложных надежд и двигаться вперед, я как учитель должен был искренне и реалистично говорить ученикам, что практика йоги на самом деле не вылечит эти более серьезные состояния. Однако, если, как практикующие, мы сможем отбросить страх и сомнения на достаточно долгое время, чтобы открыть дверь для возможностей, мы сможем начать изучать стратегии того, как йога может облегчить многие симптомы и подавить наши опасения. Хотя мы, возможно, не сможем вылечить неизлечимое заболевание, мы сможем замедлить прогрессирование, восстановить некоторые функции и предложить облегчение, которое, возможно, изменит наше будущее.
Чувствительность, наблюдательность и восприимчивость
Для того, чтобы правильно заниматься с людьми с такими меняющимися состояниями, особенно когда видишь учеников впервые, жизненно важно прежде всего как можно быстрее и эффективнее понять физические способности и опыт учащихся. Это не всегда простая задача. В дополнение к общению со студентами, как учителя, мы должны использовать чуткость, наблюдательность и восприимчивость, чтобы руководствоваться нашим подходом к обучению в каждом классе. Я часто обращаюсь к другим учителям и призываю их взглянуть на концепцию parakāya pravesa (способность проникать в тело другого человека), которую Патанджали упоминает в Сутре III.39, чтобы помочь оценить состояние ученика.
В то время как я еще должен работать над развитием навыка войти в тело другого человека, я пытаюсь представить, через что может пройти этот человек. Затем я использую свои знания, опыт и практику. Обладая разборчивым интеллектом и памятью, я работаю над безопасным представлением и адаптацией асан и пранаям, которые оказались полезными при ведении моего собственного курса рассеянного склероза или которые принесли глубокие положительные результаты для учеников, занимающихся регулярно в Лос-Анджелесе и за рубежом.
Вначале я чувствовал ответственность за то, чтобы поделиться всем, что помогло мне, когда хотел помочь другим. Как учитель, я могу иметь представление о том, что может помочь конкретному ученику в любой день. Но мне также нужно быть рассудительным, чтобы не перегружать студентов, чтобы они действительно могли применять то, чему их учат, и в конечном итоге помочь себе справиться с жизненными трудностями. Я заметил, что этот принцип верен и при обучении в обычных классах.
Например, по моему опыту, перевернутые позы оказали глубокое влияние на здоровье мозга. Итак, как учитель, я хотел бы поделиться этим со своими учениками, особенно с теми, у кого есть рассеянный склероз, потому что на собственном опыте и интеллектуально я понимаю, что перевернутые позы помогают сбалансировать иммунную систему, что является жизненно важным аспектом управления рассеянным склерозом. Даже если у человека нет рассеянного склероза, важна сбалансированная иммунная система.
Однако, если ученик слаб, неуравновешен телом и не может использовать свои органы действия (ноги и руки), или если ученик страдает головокружением, важно признать уровень способностей и понимания этого ученика. Как учителя, мы должны соответствующим образом адаптировать позы, чтобы ученики могли безопасно практиковать перевернутые позы в рамках своей повседневной практики — и чтобы они имели долгосрочный положительный эффект.
За годы занятий я понял, что меньше значит больше. Многие студенты сталкиваются с множеством проблем; может возникнуть проблема с коленом или поясницей в результате дисбаланса походки или другой дисфункции состояния, с которым они могут бороться. Что я считаю наиболее эффективным, так это умело свести к минимуму то, что наиболее необходимо, до нескольких асан и предложить то, что можно эффективно реализовать за ограниченный промежуток времени. Я стараюсь представлять меньше асан, адаптированных для людей, с минимальным использованием реквизита, и сосредотачиваюсь на том, что ученики могут делать с большей готовностью. Такой подход помог избавиться от многих страхов и предоставляет тем, кто сталкивается с серьезными проблемами, инструменты, позволяющие принять эту практику и изменить свою жизнь. Студенты без физических ограничений или проблем также извлекают выгоду и считают это ценным — они обретают большее чувство уверенности и создают новые возможности для исследования и расширения. Обладая повышенной уверенностью, мы можем естественным образом построить основу для ощутимого роста, чтобы выйти за рамки того, что в ином случае казалось бы невозможным. Этот метод имел исключительную ценность в более сложных случаях.
«ЕСЛИ КАК ПРАКТИКУЮЩИЕ МЫ МОЖЕМ ДОСТАТОЧНО ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ СТРАХА И СОМНЕНИЙ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ ВОЗМОЖНОСТИ, МЫ МОЖЕМ НАЧАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ СТРАТЕГИИ, КАК ЙОГА МОЖЕТ УСТРАНИТЬ МНОГИЕ СИМПТОМЫ И УСПОКАИВАТЬ НАС В СЛУЧАЕ СОМНЕНИЙ».
Например, один ученик с болезнью Паркинсона часто становится физически неподвижным (брадикинезия), когда сталкивается с новыми или незнакомыми ситуациями, и никогда не думал, что можно будет балансировать на одной ноге. Благодаря эволюции практики и минимальному использованию реквизита, он теперь регулярно практикует Вирабхадрасану III, чтобы выработать стабильность, улучшить ходьбу и встретить неизвестное с обретенной уверенностью.
У меня есть ученица с рассеянным склерозом, которая впала в депрессию и изолировалась после потери подвижности и силы в обеих ногах. Посредством последовательной практики Уткатасаны, опираясь на кухонную стойку спереди и сиденье сзади, чтобы она могла сесть, если устанет, она восстановила силу, способности и уверенность, чтобы подниматься и опускаться с пола. Изучение выполнения скручиваний на стуле или Бхарадваджасаны сидя помогло некоторым ученикам восстановить артикуляцию и свободу движений, чтобы выполнить простую человеческую функцию похода в ванную без посторонней помощи, что во многих отношениях гораздо практичнее и полезнее, чем возможность выполнить Натараджасану. (Хотя возможность выполнять Натараджасану — это довольно круто!)
Сообщество и вовлеченность
Совместное участие в борьбе и победах друг друга также помогает сформировать у учеников чувство общности и вовлеченности и рассеивает чувство изоляции и депрессии. Студент с РС из Москвы, который продолжил практику после недавнего семинара, сообщил: «Во время занятий мы наполняемся теплом души каждого из нас — лучшим антидепрессантом».
Мне повезло, что я продолжаю преподавать во многих местах по всему миру. Несмотря на то, что мы очень похожи, как люди, в каждом месте есть свой набор переменных. Подход, необходимый для занятий со студентами в Париже на этой неделе, может радикально отличаться от того, который будет в Бразилии на следующей неделе. То, что работает сегодня, может не сработать в следующий раз.
Чтобы действительно быть полезным, мне нужно честно общаться с человеческим существом в каждом ученике и «продолжать учиться», как часто советовал Гуруджи. Смирение, гибкость и приспособляемость необходимы при общении со всеми учащимися, особенно с теми, у кого есть такие непредсказуемые состояния, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона и другие хронические заболевания. Как учитель, я должен уметь думать на ходу, быть готовым и желать изменить подход в любой момент. По мере того, как память продолжает сливаться с интеллектом, формируется более широкий фундамент, который, в свою очередь, информирует о том, что необходимо, с повышенной эффективностью и живостью. Единственное, что остается неизменным на протяжении всего процесса, — это человеческое сострадание.
По мере того, как мы прогрессируем в быстро меняющемся мире, развивающихся технологиях, онлайн-обучении, социальных сетях и увеличивающемся искусственном интеллекте, мне напоминают, что, чтобы выжить в нашей ускоренной эволюции, я должен продолжать изучение, адаптацию, уточнение, переосмысление, переделку и оттачивание моего понимания учения Гуруджи. От Лос-Анджелеса до Лондона, от Сиднея до Сан-Паулу я был свидетелем того, как многие ученики, как и я, преодолевали страх перед неопределенным будущим и принимали личную трагедию. Воспоминания об утонченном человеческом прикосновении учителя часто являются воротами к более глубокому исследованию, трансформации сознания и, возможно, окончательной эволюции тела и ума в направлении кайвальи (kaivalya). В нашем все более цифровом мире человеческое прикосновение это то, что невозможно «загрузить».