Эволюция садханы: о разнице в практике в течение жизни
Интервью с Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгаром, опубликованное
в журнале Iyengar Yoga News No.1, 2002, с. 3-8.
Перевод с английского языка.
Расскажите о разнице в практике в течение прошедших лет, когда Вам было 30, 40, 50, 60, 70?
Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгар: Знаете, эволюция в практике происходит с годами, по мере совершенствования как тела, так и разума. Эта интеллектуальная утонченность развила потрясающее интуитивное понимание, чтобы увидеть и практиковать йогу с другим видением в целом. С этого этапа далее внутреннее тело и разум стали внимательнее. В возрасте тридцати, сорока и пятидесяти лет я искал и исследовал в своей практике, находил недостающие звенья для познания разум в асанах, а также в движениях тела и дыхания. Я изучал недостающие захваты, меняя разные захваты, в разное время измеряя в теле неправильное напряжение и правильное вытяжение и наоборот. Это было похоже на колеблющееся тело в колеблющемся уме. Все это происходило годами. Иногда я начинал испытывать нулевое напряжение. Я получил такое развитие, что оно остается неизменным отпечатком в моем разуме.
Вопрос изучения асаны и пранаямы, чтобы стать совершенным садхакой, никто не объяснял и не преподавал. Мне пришлось изучить определение асаны с доступными объяснения, движение вдоха и выдоха, а также колебания и вибрации.
У тела есть свои механизмы, а у ума - свои. У тела есть свой собственный интеллект. Я должен был выявить этот скрытый интеллект, чтобы разум сфокусировался на нем. Это называется язык тела и ума, но я не думаю, что это правильная терминология для обозначения интеллекта тела. Язык тела - это внешнее выражение, а язык разума - это внутреннее выражение. Интеллект тела соприкасается с интеллектом разума и рассудком. Это неизвестное явление. Только практикующие йоги поймут это. Следовательно, есть огромная разница между языком тела и интеллектом тела. Язык тела - это выражение неудачи или успеха; это было в моей предыдущей демонстации. Язык тела - это своего рода эксгибиционизм или зрелищность. Во время публичных выступлений, я использовал это, чтобы сделать каждую часть тела выразительной по-отдельности. Это известно как язык тела. Вы можете назвать это эгоизмом тела. После выражения эго тела, я раньше чувствовал, что было что-то большее, чем культ тела или язык, то есть ментальное качество тела. Я называю это психологическим выражением. Я не знаю, есть ли для этого какая-то терминология, это мне сложно объяснить. В содержание - разум, эго, интеллект и самость - как и контейнер - тело, должны работать в унисон, чтобы и контент, и контейнер получали выражение. Всем известно, что тело – это материя. Наша древняя наука заявляет, что ум – тоже материя. Если тело – грубая материя, разум – тонкая материя или можно назвать разум мелкой материей.
Эти различия в материи заставили меня очень долго их изучать и реализовывать в практическом плане. Говорить о таких вещах очень просто, но испытать это в садхане очень трудно. Эти различия выходят на поверхность после достижения нулевого состояния напряжения в асанах. Теперь я говорю, что моя физическая, умственная и интеллектуальная зрелость находится на одинаковом уровне при выполнении асан, пранаямы и дхьяны. В случае, когда человек интеллектуально зрелый, а тело отвечает и отправляет сообщения о том, где хорошо или плохо, правильно или неправильно, когда это исходит из интеллекта тела, а не из интеллекта разума; тогда я говорю, что гармония в действиях и чувствах у этого человека достигнута. Если давление рук, которое считается чисто физическим, неравномерное, внутренний баланс разума вообще неравномерен. Я не мог выразить эти ощущения неравномерного давления между телом и разумом в годы моей более ранней практики. Две аварии со скутером, которые у меня были в 1979 году сильно ограничили мои движения. Наверное, если бы я не попал в эти аварии, я бы проник во внутреннее тело - я использую слово внутреннее тело - намного глубже, с легкостью и комфортом. Для меня внутреннее тело - это то место, где заканчивается физико-психологическое тело и начинается ментальное тело. Это мой внутреннее тело и внутренний разум. Я могу легко чувствовать органическое тело, но за пределами органического тела - пустое пространство внутри тела, и, чтобы проникнуть в это пустое пространство, требуется действительно большое количество не только дисциплины, но и большое внимание и наблюдательность. Наблюдая, нужно снова и снова внимательно размышлять над корректировками, чтобы при повторных корректировках не помешать другим частям тела, которые уже находятся во внимательном «нулевом» состояние действия.
Наверное, я мог бы продвинуться намного вперед, если бы аварии не произошли. Иногда судьба играет и разрушает определенную цель и практику, заманчиво предлагая отказаться от дальнейших усилий. Судьба почти заставила меня отказаться от практики, так как движения были очень болезненными. Из-за моей сильной воли я не бросил. После несчастных случаев мне пришлось начать практику снова как новичку и настойчиво заниматься йогой. Я обтесывал и вытягивал себя снова. Мой внутреннее тело все еще болело, но воля зажгла меня, чтобы работать, чтобы избавиться от слабости в частях тела, которые были повреждены. Даже в восемьдесят один год я могу с уверенностью сказать, что я отлично себя чувствую. Только что Вы сказали, это я в хорошей форме. Качество поддержания моего благополучия ранее было определенно на физическом плане, которым я активно пользовался.
Сегодня мое самочувствие исходит не столько от физического уровня, сколько от умственного и интеллектуального уровня. Естественно, сначала приходит в упадок физическое тело, потом материя и грубое тело, а затем и тонкое тело. Когда грубое тело приходит в упадок, разум сдает свои позиции. Чтобы держать разум в тонусе, необходимо поддерживать в тонусе грубое физический тело, выражающее динамическую яркость, скрытую в клетках, уделяя внимание каждой клеточке тела. В этом смысл благополучия в самой жизненной силе мужчины.
Привлекательность – чисто внешнее выражение тела. Моя практика йоги привнесла очарование в мое внутреннее тело, в его клетки, волокна, сухожилия, мышцы и органы. Эта привлекательность - не что иное, как изысканность в практике и опыт. Приходит очищение души с интенсивной работой с внутренним телом и умом. Я продолжаю поддерживать внутреннюю привлекательность, не допуская ухудшения, которое приходит с возрастом. Внутренняя практика замедляет и приостанавливает естественный процесс старения. Моя практика йоги теперь направлена на превращение привлекательности в великолепие.
Раньше я не обращал внимание на внешнюю красоту, так как болел и выглядел некрасиво из-за плохого состояния здоровья. Я уделял намного больше внимания внутренней жизни и внутреннему ощущению жизни, которое, как я считаю, является внутренней красотой. В возрасте восьмидесяти одного года я не думаю о своем возрасте, когда я тренируюсь. Сама мысль о возрасте может стать вашим врагом в практике. Люди напоминают мне о моем возрасте, но пока я занимаюсь йогой, я нахожусь вне своего тела и возраста.
В тот момент, когда думаешь о старшем возрасте, разум находит убежище, и тело выходит из строя. Когда тело начинает разрушаться, я начинаю воодушевлять его работой по омоложению и переупорядочиванию той части тела, которая остается тусклой. В тот момент, когда мой разум говорит, что мне восемьдесят один, разум, естественно, хочет поддаться. Тогда я потерян для йоги. Следовательно, я работаю и борюсь, чтобы выяснить, где есть блоки, и каждый день я работаю над тем, чтобы убрать эти блоки и продолжать тренироваться, не думая о возрасте. Я храню в своем сердце желание работать, чтобы сохранить эту тонкую настройку в теле и остроту в уме. Если в моей практике кожа тела сжимается, я чувствую, что сжимается мой разум. Если часть моего тела спит, я знаю, что разум тоже спит в этой области. Все это проявляется в этом возрасте, но очень немногие обращают на это внимание. Я благодарен Богу за то, что он подарил мне чудесный дар – чувствительность разума, интеллекта и тела. Я усердно работаю и сейчас, чтобы поддерживать это качество, потому что естество с возрастом дает усадку, но я не позволяю ему сжиматься, чтобы мой разум не стал маленьким или мелким. Если разум сжимается, смелость также усыхает и начинается старение.
Я не называю это борьбой, потому что люблю заниматься йогой, я сравниваю двойственность, которая приходит с этим возрастом. Где тело говорит мне, что я не могу достичь этого, практика йоги помогает мне в достижении цели. Увидев стареющих людей, разум соблазняет мыслью: «Почему ты так сильно хочешь напрягаться? Наслаждайся жизнью, ты дисциплинированно работал, наслаждайся жизнью, забудь обо всем». Я говорю: «Нет.» Чтобы быть честным перед своей совестью, я практикую. Даже на сегодняшний день моя цель - проследить эфирное тело за пределами органического тела. Сейчас я не борюсь, а обучаю направленный ум сознательно перемещаться повсюду в его границах - в теле. Я обучаюсь, когда вытягиваю свое физическое тело. Я создаю внутреннее вытяжение, чего не видят зрители. Я приближаю свое Я, саму Душу и внутреннее существо, близко к его оболочке – коже. Таким образом, я поддерживаю связь с внутреннем телом, так что тело не чувствует возраст и едино с Душой. Хотя старение и смерть обязательны для тела, для меня практика йоги ограждает мое Я от идеи возраста и смерти. Практика приводит увядающее тело в контакт с Вечной Душой. Вечность Души больше не является простой идеологией, если вы практикуете.
Этот союз – очень сложный предмет. Многим людям нелегко это понять. Знайте, что, я не вытягиваю тело сегодня так, как я делал это, когда мне было за тридцать и за пятьдесят. Теперь я вытягиваю интеллект в теле, так что разум вытягивает мое тело. Сегодня я заставляю интеллект следить за телом. Вот почему я говорю, что я был искателем в самом начале. В настоящее время, не будучи больше ищущим, я вытягиваю интеллект и заставляю тело вытягиваться самостоятельно. Если я вытягиваю свое тело, я могу чувствовать признаки усталости, потому что тело чувствует напряжение, разум чувствует истощение. Сейчас работаю с интеллектом, так что я поддерживаю разум в теле. Раньше мое тело и мой разум были главными в овладении йогой. Сейчас я делаю их второстепенными, и я соединяю интеллект с Высшим Я. По мере того, как содержимое Я расширяется в моем теле, текучесть моего внутреннего тела расширяет твердое тело. В молодости я использовал твердое тело, чтобы сделать его текучим. Сегодня это не так, текучесть взаимодействует с твердым телом. Это очень тонкая и возвышенная практика, которую непрактикующие, возможно, могут не понять.