Эволюция садханы: о разнице в практике в течение жизни, часть III
Интервью с Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгаром, опубликованное в журнале Iyengar Yoga News No.1, 2002, с. 3-8. Перевод с английского языка.
Однажды / слышал, как вы говорили, что раньше практиковали для преподавания, а теперь — для себя.
Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгар: Если мне нужно преподавать, я должен быть экстравертом. Если я интроверт, я не могу научить. Моя практика должна в значительной степени следовать искусству обучения. Как вы знаете, в моей молодости это искусство не пользовалось популярностью, мне приходилось тренироваться больше для того, чтобы представить это искусство публике во время демонстрации. Нужно уважать публику, а затем показать им то, чего они не знают. Естественно, я должен был быть экстравертом. Я появлялся на публике, а также преподавал. Итак, чтобы быть экстравертом, нужно создать привлекательность во внутреннем теле. Моя демонстрация была более привлекательной для людей, так как я выполнял асаны не только физически, но и интеллектуально, и эмоционально. Каждое волокно, каждое сухожилие, каждая клетка выполняла асану. Многие из вас не могут представить асаны таким образом. Раньше я отслеживал портрет каждой асаны и делал эту область выразительной. Таким образом, я использовал мое внимание, чтобы сделать этот сухой предмет очень привлекательным и вкусным. Эта публичная демонстрация привлекла миллионы людей, которые практикуют, которым я благодарен. Не важно, что принесли мне мои личные усилия за семьдесят лет, но то, что за это время йога дала людям, — я считаю большим успехом в моей жизни. Йога не была дана мной, но через меня. Теперь посмотрите, как далеко она распространилась! Например, в 1989 г. по приглашению Министерства Здравоохранения я приехал в Россию, чтобы познакомить людей с неизвестным им предметом. Сейчас в России двадцать два центра. Смотрите, как сильно распространилась йога! Я думаю, моя практика открыла глаза массе людей. Я уверен, что если бы я не получил пользы от практики, благодать Божья не снизошла бы на моих учеников, которые получили и получают пользу. Пришлось бороться в йоге от А до Я, но моим ученикам не нужно бороться от А до Я. Все мои ученики должны запомнить это. Естественно, эффект и польза от йоги будет, даже если будут изучать небольшой процент моего метода.
Сейчас я учу меньше, потому что я хочу, чтобы выросли мои ученики. Я не хочу, чтобы йога, которую практиковал, умерла после меня. Это то, что случается со многими замечательными людьми, которые не позволяют своим пылким ученикам расти под ними. Если я — ствол дерева, ветви — мои ученики. Их нужно держать в ровном, свежем и аккуратном состояние. Вот почему я даю шанс всей молодежи во всем мире развиваться в йоге.
Это этап, на котором закрывая окна знаний от чувства восприятия, которые выходили наружу для искусства преподавания все эти годы, я переворачиваю их, чтобы увидеть, что внутри, и чтобы сделать это более привлекательным. Я использую слово «привлекательный (гламурный)», потому что это слово очень привлекает западный мир. Вот почему я хочу показать, что гламур должен сиять изнутри таким образом, чтобы другие могли видеть и чувствовать, что человек совершенен внутри и снаружи. Это то, чему йога учит ученика. С этой мыслью я делаю все больше и больше, чтобы выяснить, можно ли совершенствоваться и дальше, чтобы развить высшую степень чувствительности.
Я не хочу умирать как непрактик, как это сделали многие йоги. Вероятно, они не смогли справиться с трудностями, возникающими в практике из-за пожилого возраста и не имели смелости принять правду. Они сказали, что достигли определенного духовного уровня, чтобы прикрыть слабости. Они так сказали, чтобы спасти их честь. Я хочу быть верным моей садхане и моей совести и, следовательно, я продолжаю свою садхану.
Я не свободная Душа; я испытал, что такое свобода. И я испытал качество свободы. Я не думаю об освобождении, пока я тренируюсь. Мой разум исследует то, что еще может рассказать практика йоги. Мой разум все еще открыт. Поскольку он открыт, теперь я исследую асаны как провидец. Я не ищу. Как провидец я смотрю, и наблюдаю как провидец. Кто знает, даст ли мне Бог следующую жизнь, если такие люди, как вы, созданы для занятий йогой, вы можете снова искать хорошего практикующего. Вы можете снова найти меня, чтобы научиться йоге!
Поэтому я практикую йогу для того знания, которое не пришло ко мне сейчас, но может прийти в следующей жизни. Итак, я не прекращаю свою практику. Пусть тот свет, который может сейчас и не наступить, придет в последний момент. Свет может прийти и потом в моей практике. Этот свет, вы можете называть его эгоистичным, но я не говорю, что это эгоистично. Напротив, я говорю, что если ко мне придет свет, в следующей жизни я могу начать, откуда я только что закончил. Если есть перерыв, я не смогу сказать, что остановился здесь. Если будет перерыв в десять лет, я не смогу начать в следующей жизни, в то время, потому что мое сознание поглотило много других вещей, но если я практикую, мое сознание будет в том же самом, в йоге. Мое сознание ближе к йоге даже в следующей жизни, но если есть перерыв в десять лет, пятнадцать лет или около того, мое сознание не будет в контакте с йогой какое-то время. Я могу сказать, я прожил шестьдесят пять лет, так как же я забуду?
Почему сказано, что каждый должен иметь увлечения? Для меня мое хобби — йога, моя профессия — йога. Хобби означает быть свободным от профессии и продолжать заниматься другими делами, избегая однообразия. Итак, я превратил свою профессиональную йогу в хобби, чтобы узнать, насколько еще это может воодушевить мое сердце. Для меня йога — это не монотонная практика. Я нахожу все в йоге и поэтому я продолжаю практиковать с любовью.